logo search
Философский энциклопедический словарь

128 Грех

мыслителей. В молодости изучал философию и ритори­ку, затем ушёл в монастырь, с 371 епископ г. Ниса (М. Азия). Участвовал во 2-м Вселенском соборе (381). Филос. мировоззрение Г. Н. сложилось под определяющим влиянием Платона и христ. платонизма (Ориген). Это влияние и тяготение к филос. спекуля­ции нередко подводило Г. Н. к неортодоксальной по­зиции (так, он вслед за Оригеном и в противоречии с церк. доктриной учил о временности адских мук и ко­нечном просветлении всех согрешивших душ, включая сатану). Выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия; как и Ориген, Г. Н. ши­роко пользовался вольным иносказательным толкова­нием Библии. Наибольшей оригинальностью отличает­ся антропология Г. Н.; она исходит не из идеи индиви­да, а из идеи человечества как органического целого, некоей коллективной личности, сущность к-рой усмат­ривается в интеллекте (см. Плерома).

* Opera, v. 1—2, В., 1921; то ж e, v. 1—8, Leiden, 1958—64. Несмелое В. И., Догматич. система Г. Н., Казань, 1887; Daniel он I., Platonisme et theologie mystique, P., 1954; V ö l k e r W., Gregor von Nyssa als Mystiker, Wiesbaden, 1955.

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (Γρηγόριος Παλαμάς) (1296, Константинополь,— 14.11.1359, Салоники), визант. бо­гослов и церк. деятель, поборник и систематизатор мистич. учения исихазма, давший ему филос. оформле­ние. В полемике с представителями теологич. рациона­лизма (Варлаам Калабрийский, Акиндин) отстаивал тезис, согласно к-рому аскет-исихаст в состоянии экста­за непосредственно воспринимает несотворённое и не­вещественное излучение бога (т. н. Фаворский свет, к-рый, согласно Евангелию, видели апостолы на горе Фавор). Отмежёвываясь от пантеизма, развил в духе идеалистич. диалектики Аристотеля учение о различии сущности бога и его «энергий», или самовыявлений: сущность пребывает в себе и недоступна, энергии про­низывают мир и сообщаются человеку, однако таким образом, что «простота» и неделимость божества при этом не нарушается и единство сущности остаётся единством в многообразии энергий. После долгой борьбы это учение было в 1351 признано офиц. доктри­ной визант. церкви. Антропология Г. П. включает слож­ные психологич. наблюдения. Идеал Г. П.— такое «просветление» духа, к-рое распространилось бы и на тело: согласно его взглядам, человеч. дух богоподобен именно в силу своей способности «животворить» плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов. Г. П. оказал сильное влияние на традицию поздневизант. мистики.

• в кн.: Migne PG, t. 150; в рус. пер.— Три творения, Новго­род, 1895; в кн.: Памятники визант. лит-ры 9—14 вв., М., 1969, с. 366—74.

• Кривошеий В., Аскетич. и богословское учение св. Гр. П., в сб.: Seminariurn Kondakovianum VIII, Praha, 1936, s. 99—154; Meyendorff J., Introduction a Petude de Gregoire Palamas, P., 1959.

ГРИН (Green) Томас Хилл (7.4.1836, Биркин, Йорк­шир,— 26.3.1882, Оксфорд), англ. философ-идеалист, представитель неогегельянства. Под влиянием нем. классич. идеализма, в особенности философии Гегеля, выступил против господствовавшего в Великобрита­нии позитивизма (Дж. Милль, Спенсер), призывая от традиций, идущих от Локка и Юма, повернуть к фило­софии абс. идеализма. Г. утверждал, что действитель­ность — это система отношений, продуцируемая «все­общим сознанием», богом, по отношению к к-рому ин­дивидуальное сознание является вторичным. В этике, признавая свободу воли, Г. выступал против утили­таризма, понимая мораль как самоопределение инди­видуальной воли, соотносящей себя с требованиями существующего общества. Прогресс общества Г. сво­дил к прогрессу самосознания личностей. Соч. Г. опуб­ликованы посмертно.

• Works, V. 1 — 3, L., 19063.

• Д е б о л ь с к и и Н. Г., Г., как метафизик, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 17, СПБ, 1914; Богомолов А. С., Бурж. философия США 20 в., М., 1974; L a m o n t W. D., Introduc­tion to Green's moral philosophy, L., [1934]; Richter M., The politics of conscience: T. H. Green and his age, Camb., 1964.

ГРОЦИЙ (Grotius), Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт,— 28.8.1645, Росток), голл. юрист, социолог и гос. деятель. Один из основателей учения о естественном праве, систематизатор междунар. права.

Мировоззрение Г., складывавшееся под влиянием нп-дерл. бурж. революции 16 в., характеризовалось стрем­лением к освобождению от опеки богословия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 111), хотя он и не порывал с ним полностью. Науч. метод Г. опре­деляет как сочетание двух способов доказательства истины: умозрительного, покоящегося на соответст­вии данного явления разуму, и опытного, который ис­ходит из того, что данное явление встречается у всех или у наиболее цивилизованных народов.

Вопрос о происхождении общества Г. решает в сняли с рассмотрением вопроса о сущности гос-ва и права. Гос-во возникает, по Г., из «общежительной природы человека», его образование есть акт сознат. деятельнос­ти людей, результат договора (см. «Общественный до­говор»).

Т. делит право на «естественное» и «человеческое», вкладывая в эти понятия иное содержание, чем антич. и ср.-век. мыслители. Естеств. право, утверждал Г., основывается не на воле бога, а на природе человека, отличие к-рого от животных состоит в его стремлении к мирному общению, организованному согласно требо­ваниям разума. Это качество человека определяется на­личием у него дара речи и способности действовать соот­ветственно общим принципам. Война есть проявление того враждебного отношения друг к другу, к-рое было при разрозненном существовании людей. В ходе испол­нения принципов естеств. нрава (воздержание от пося­гательств на чужую собственность, соблюдение дого­воров, наказание за преступления) складывается право «человеческое».

Г. признавал существование коммунизма в первобыт­ном состоянии людей. Отсутствие справедливости и любви, считал он, постепенно привело к ликвидации равенства в произ-ве и потреблении. Но следы первонач. коммунизма сохранились до сих пор, что обнаружи­вается в присвоении вещей в случаях крайней необхо­димости и в праве общего пользования реками, дорога­ми, морем.

Теория Г. в конечной счёте служила ниспроверже­нию феодализма и имела явный антиклерикальный ха­рактер; папская курия внесла осн. книгу Г. («О праве войны и мира», пер. с лат., кн. 1—3, М., 1956) в число запрещённых.

• Маркс К., Передовица и JV5 (79 «Kölnische Zeitung», Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1; История политич. учений, М., 1965, с. 215 — 18.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА, область социальной пси­хологии, исследующая совокупность психологич. про­цессов, происходящих в малых группах.

Первоначально термин употреблялся для обозначе­ния школы, созданной нем. психологом Левиным («Центр Г. д.» в Массачусетсском технология, ин-те). Исследования школы базировались на т. н. теории по­ля, согласно к-рой индивид в группе рассматривался как бы в определ. психологич. «поле», где действуют силы притяжения и отталкивания. Идея связи индиви­да с группой, с групповыми процессами является про­дуктивной, хотя сведение всех связей только к «психо­логич. полю» не позволяет выявить действит. социаль­ное содержание отношений людей в малых группах.

В школе Левина была разработана система методов, позволяющих изучать процессы в условиях лаборатор­ного эксперимента, получать важные факты об образо­вании малых групп, их сплочённости, выдвижении лидеров в группах, принятии групповых решений и т. п.

В сов. социальной психологии термин «Г. д.» упот­ребляется также как наименование всей совокупности групповых процессов. При этом малая группа изучает-

9 ФЭС

ся как единица в системе обществ. отношений, обществ. разделения труда, как субъект социальной деятельнос­ти. Групповая сплочённость, лидерство и др. процес­сы интерпретируются в контексте совместной деятель­ности людей в группах. Так, групповая сплочённость рассматривается не просто как результат действия «сил притяжения», но как единство ценностных ориен­тации членов группы относительно предмета и целей общей деятельности и развитие на этой основе чувства удовлетворённости не самим по себе «пребыванием» в данной группе, но активной деятельностью в ней. Та­кой подход позволил существенно дополнить характе­ристику динамич. процессов в группе изучением про­цесса её развития, превращения в коллектив.

Произошло и существ. обогащение методов исследо­вания Г. д., в частности переориентация исследований с лабораторного эксперимента на изучение реальных социальных групп. Такие исследования имеют важное прикладное значение (изучение групповых процессов в рабочих бригадах, коллективах учреждений, школь­ных классах, студенч. группах и т. д.). • Андреева Г. М., Б о г о м о л о в a Η. Η., Π е т p о в-с к а я Л. А., Сонр. социальная психология на Западе, М., 1978; Социальная психология, М., 1979; Психологич. теория коллек­тива, М., 1979; Донцов А. И., Проблемы групповой сплочен­ности, М., 1979.

ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫЕ, см. Социальные группы. ГУАНЬ ЧЖУН, Г у а н ь И у (ум. 645 до н. э.), др.-кит. политич. деятель. Один из основателей легизма. В 685 до н. э. стал первым министром в царстве Ци — богатом гос-ве на В. Китая; осуществил ряд реформ, направленных на ослабление наследств. аристократии и укрепление царской власти. Первым в истории Китая выдвинул концепцию об управлении страной на осно­вании закона («Законы — отец и мать народа»). Ут­верждал всеобщность закона: «Правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые — все должны сле­довать закону. Это и называется великим искусством управления». Пытался поставить закон над правителем, однако более поздние теоретики легизма не поддержали эту идею. На основе высказываний Г. Ч. через 300 лет после его смерти был составлен трактат «Гуань-цзы» (до нас дошёл вариант 1 н. до н. э.), в к-ром нашли от­ражение также взгляды представителей даосизма, кон­фуцианства, минцзя, иньянцзя и др. школ. * Ш т е и н В. М., Гуань-цзы. Исследование и пер., М., 1959; Др.-кит. философия, т. 2, М., 1973, с, 14—57; Кшл-tzu. A repo­sitory of early Chinese thought, transl. and study of 12 chapters hy W. A. Pickett, v. 1, Hong Kong, 1965.

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (Hugo de Saint-Victor) (ок. 1096 —11.2.1141, Париж), ср.-век. философ и теолог, представитель схоластики, глава сеи-викторской школы (с 1138). Отличался широтой умств. интересов (соглас­но своему принципу — «учись всему, и ты потом уви­дишь, что ничто не бесполезно»): его стремление упоря­дочить и классифицировать многообразие человеч. зна­ний предвещает систематизаторский дух 13 в. Внимание к проблеме науч. абстракции, разделяющей то, что в опы­те выступает неразделимо (напр., линию, плоскость и тело в геометрии), как и ортодоксальная теологич. по­зиция гармонируют с тяготением к умеренному реализ­му в вопросе об универсалиях. Известное влияние Арис­тотеля соединяется у Г. С.-В. с учением о человеке в духе последоват. августинианства (человеч. природа тождест­венна с мыслящей дутой и лишь «смешана» с плотью); с августиновской традицией связано и развитое им до­казательство бытия бога от человеч. самосознания. В целом мистич. элементы сочетаются в мышлении Г. С.-В. с рационалистическими, созерцат. аскетизм — с интеллектуальной любознательностью.

:в кн.: Migne, PL, t. 175—177. Штекль Α., История ср.-вен. философии, пер. с нем., М., 1912; Ebner J., Die Erkennthislehre Richard v. St. Vi­ktor, Münster, 1917; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, B., 1957.

ГУГО 129

ГУДМЕН (Goodman) Нелсон (р. 7.8.1906, Соммервилл, шт. Массачусетс), амер. философ и логик. Представитель аналитической философии. В своих филос. исследова­ниях Г. стремится обосновать логически непротиворе­чивый базис «единой системы описания процесса приоб­ретения знания». С этой целью он разрабатывает такой язык (называемый им языком конструктивной системы), на к-ром можно выразить осн. истины логики и мате­матики, факты и законы здравого смысла и науки в тер­минах конструктивного (т. е. крайнего) номинализма. Г. предлагает отказаться от употребления общих поня­тий, или универсалий (типа «смысл», «класс», «свойст­во», «отношение», «необходимость» и др.). При выборе нелогич. исходных терминов системы следует руковод­ствоваться их полезностью для понимания процесса приобретения знания (что сводимо, по Г., к требованию простоты). Используя критерий простоты, Г. пытается доказать, что оптимальной для конструктивного номи­нализма является такая картина мира, при к-рой поток опыта индивидуума разлагается на элементарные чувств. качества.

В области логики Г. разработал методы анализа проб­лем контрфактич. предложений, дисиозициональных предикатов, подтверждения индукции и др.

• Steps toward a constructive nominalism, «Journal of Symbolic Logic», 1947, v. 12, № 4 (совм. с W. V. Quine); Problems and projects, Indianapolis — N. Υ., 1972; Fad, fiction and forecast, Indianapolis, 19733; Languages of art, Indianapolis, 19762; The structure of appearance, Dordrecht — Boston, 19772.

• Хилл Т. 11., Coup, теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 441—49; Богомолов A.C., Буржуазная фи­лософия США 20 в., М., 1974, с. 28(1—90; К а и б е ρ г Г., Веро­ятность и индуктивная логика, пер. с, англ., М., 1978.

ГУЛИАН (Gillian) Константин Йонеску (р. 22.4.1914, Бухарест), рум. философ-марксист, действит. чл. Академии СРР. В 1949—70 директор Ин-та филосо­фии Академии СРР. Историк рум. и мировой филосо­фии; историк и теоретик культуры и проблем ценностей; возглавлял коллектив рум. учёных по созданию пер­вой марксистской истории рум. философии — «Istoria gindirii sociale §i filozofice in Romania» (1964). Г. ставит вопрос о разработке в марксизме филос. антропологии, философии культуры и аксиологии в качестве самостоят. дисциплин.

• Problematica omului, Вис., 1966; Originale umanismului si ale culturii. Вис., 1967; Hegel. Sau filozofia crizei, Вис., 1970; Istoria, omul si culture, Вис., 1970; Antropologie filozofjca, Вис., 1972; Introducere in istoria filozofici moderne, Вис., 1974; Bazele istoriei si teoriei culturii, Вис., 1975; Marxism $i structura­lism, Вис., 1976; в рус. пер.— Метод и система Гегеля, т. 1—2, М., 1962—63.

ГУМАНИЗМ (от лат. humaniis — человеческий, человеч­ный), в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и про­явление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми; в узком смысле — культурное движение эпохи Возрождения.

Идеи Г. имеют длит, предысторию. Мотивы человеч­ности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного нар. твор­чества, в лит-ре, нрапственно-филос. и религ. концеп­циях различных народов начиная с глубокой древности. В эпоху Возрождения Г. впервые выступил как целост­ная система взглядов и широкое течение обществ. мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззре­нии людей того времени. Дальнейшее развитие Г. свя­зано с деятельностью идеологов периода бурж. револю­ций (17 — нач. 19 вв.). Они разрабатывали идеи «ес-теств. прав» человека, оценивали любое социальное устройство ст. зр. его соответствия абстрактной «при­роде человека», пытались найти пути сочетания интере­сов личности и общества. Гольбах, Гельвеции, Дидро и