logo search
Философский энциклопедический словарь

126 Готама

В 5-й гл., анализируя экономич. основы отмирания гос-ва, Ленин развивает и конкретизирует учение Маркса и Энгельса о двух фазах коммунистич. общест­ва. Он подчёркивает, что различия двух фаз определя­ются уровнем развития производит. сил, степенью эко­номич., политич. и культурной зрелости нового общест­ва. Роль пролет. гос-ва в течение всего периода до нас­тупления «высшей» фазы коммунизма Ленин видел в длительной организац.-хоз. и культурно-воспитат. дея­тельности. «До тех пор,— писал он,—пока наступит „высшая" фаза коммунизма, социалисты требуют строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства над мерой труда и мерой потребления...» (там же, с. 97).

Процесс отмирания гос-ва Ленин связывал с построе­нием высшей фазы коммунизма, преодолением противо­положности между умств. и физич. трудом, между го­родом и деревней, с процессом слияния наций.

Хотя на протяжении всей работы Ленин неоднократ­но критиковал любые отступления от марксизма, иска­жения и опошления его, в 6-й гл. он ещё раз возвра­щается к этой критике, анализируя ошибочные взгля­ды на гос-во Плеханова и «...историю новейшей измены марксизму со стороны Каутского, системати­ческий уклон к оппортунизму именно по вопросу о го­сударстве» (там же, с. 105). При этом в ходе полемики Ленин на основе обобщения революц. опыта рус. про­летариата раскрывает классовую сущность Советов, к-рые в ходе социалистич. революции превращаются в органы гос. власти (см. там же, с. 114).

Выводы Ленина, сделанные им в работе «Г. и р.», развивающие марксистское учение о гос-ве и о путях строительства коммунизма, имеют огромное значение для всех народов, стремящихся к коммунизму, для борь­бы со всеми разновидностями оппортунизма и ревизио­низма. Они используются и ныне коммунистич. и рабо­чими партиями в борьбе за демократию и социализм.

• История философии, т. 5, М., 1961.

ГОТАМА, Г а у т а м а, др.-инд. мыслитель, основатель системы нъяя. Автор трактата «Ньяя-сутра». Время жизни неизвестно, возможно жил в нач. н. э. (Нагард-жуна, живший в сер. 2 в., был уже знаком с отд. поня­тиями системы ньяя). Иногда авторство «Ньяя-сутры» приписывается Акшападе или Г. и Акшападе вместе, но не исключено, что Акшапада — другое имя Г. «Ньяя-сутра» состоит из 5 книг, в к-рых рассматриваются средства и объекты правильного познания, спор, или дискуссия, части силлогизма, наконец, нек-рые ак­туальные для того времени филос. учения. В своём уче­нии, заложившем основы др.-инд. логики, Г. обобщил архаичную практику ведения споров и дискуссий, заострив внимание на таких темах, как доказательство, истина, ложные основания, софистика и т. п. Коммен­тарием к «Ньяя-сутре» Г. является «Ньяя-бхашья» Ватсьяяны.

• The Nyäya-Suträs of Gotaraa, trangl. by S. G. Vidyäbhusana, Allahabad, 1913; Nyäya-Suträs of Gotama, ed. by M. Ganganaiha Jha and D. Shastri, Benares, 1925; Die Nyaya-SOtras, Lpz., 1928.

• см. к ет. Нъяя.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА, организованная вооруж. борьба за гос. власть между классами и социальными группами внутри страны, наиболее острая форма клас­совой борьбы. В классово антагонистич. обществе Г. в. представляет «... естественное, при известных обстоя­тельствах неизбежное продолжение, развитие и обост­рение классовой борьбы» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 30, с. 133).

Г. в. возникают на почве социальных кризисов, ког­да гос. власть уже не в состоянии «умерять столкно­вения» враждебных классов, подавлять «законными» средствами классовых противников существующей по­литич. и обществ. системы (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 170 и В. И. Ле­нин, ПСС, т. 33, с. 6—7). Условия, порождающие Г. в., определяются расстановкой классовых сил внутри стра­ны и на междунар. арене, и поэтому Г. в. могут сочетать

ся с войнами между гос-вами, с борьбой против иностр. интервенции и нац.-освободит. борьбой. Для эпох со­циальной революции характерны Г. в., в к-рых воюю­щими сторонами являются прогрессивные и реакц. клас­сы, угнетённые и угнетатели. В антагонистич. обществ. формациях бывают, однако, и такие Г. в., в к-рых друг другу противостоят различные группировки господств. классов (напр., Г. в. периода падения Римской респуб­лики, война Алой и Белой розы в Англии).

Историч. типы и формы Г. в. многообразны: восста­ния рабов, крест. войны, партиз. войны, вооруж. борь­ба народа против пр-ва и т. п. Для эпохи пролет. ре­волюции характерно, как указывал В. И. Ленин, по­явление более высоких и сложных форм «...продолжи­тельной, охватывающей всю страну гражданской вой­ны, т. е. вооруженной борьбы менаду двумя частями народа» (там же, т. 14, с. 11). В таких войнах происхо­дит, как правило, разделение территории гос-ва меж­ду воюющими сторонами, каждая из к-рых имеет свой аппарат для ведения воен. действий, организации ар­мии, политич. управления.

Рабочий класс заинтересован в свержении господст­ва монополистич. капитала и подавлении сопротивления контрреволюц. сил, не доводя дела до Г. в. Марксизм-ленинизм отвергает требование Г. в. «при любых ус­ловиях», выдвигаемое доктринёрами и догматиками, бланкизмом, «левым» ревизионизмом. Возникновение Г. в. зависит от силы сопротивления реакц. классов, к-рые обыкновенно первыми прибегают к ней (см. В. И. Ленин, там же, т. 11, с. 123). В таких условиях завоевать власть, подавить контрреволюц. мятежи можно лить организованной вооруж. борьбой рабоче­го класса и его союзников. С усилением репрессивного военно-полицейского аппарата, ростом милитаризма в капиталистич. странах, развитием воен. техники успех в Г. в. в решающей степени зависит от организованности нар. масс и перехода войск на сторону революции.

В СССР и нек-рых др. странах власть пролетариата утвердилась в результате Г. в. Однако в ряде др. социалистич. стран рабочий класс установил свою власть без Г. в. В совр. условиях в ряде капиталистич. стран рабочий класс имеет возможность осуществить революц. преобразование общества без Г. в., иными средствами классовой борьбы, подавления сопротивле­ния монополистич. буржуазии. Это не исключает того, что с изменением конкретной ситуации в той или иной стране Г. в. может стать на определ. этапе гл. формой борьбы за социализм. См. лит. к статьям Вооружённое восстание, Буржуазная революция, Национально-осво­бодительная революция, Социалистическая революция. «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ВО ФРАНЦИИ. В о з-звание Генерального Совета Меж­дународного Товарищества Pабо-чих», произв. К.Маркса, в к-ром на основе обобщения историч. опыта Парижской Коммуны 1871 была раз­вита марксистская теория классовой борьбы, револю­ции, гос-ва и диктатуры пролетариата. Написано в апр.— мае, опубликовано в июне 1871 в форме воззва­ния Ген. совета 1-го Интернационала, в 1871—72 пе­реведено на ряд языков (в т. ч. на рус. яз.) и издано в разных странах. В теоретич. отношении наиболее важ­ной является 3-я глава.

Анализируя события первой пролет. революции, Маркс раскрыл сущность Парижской Коммуны: «Ее настоящей тайной было вот что: она была, по сути дела, правительством рабочего класса, результатом борьбы производительного класса против класса присваиваю­щего; она была открытой, наконец, политической фор­мой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 346). Переиздавая в 1891 «Г. в. во Ф.», Энгельс в своём введении, датированном днём двадцатой годовщины Парижской Коммуны, также подчёркивал: «Это была диктатура пролетариата» (там же, т. 22, с. 201).

В «Г. в. во Ф.» Маркс существенно развил дальше по­ложение о необходимости слома бурж. гос. машины, впервые сформулированное им в работе «Восемнадца­тое брюмера Луи Бонапарта» (1851—52): 1) он конкре­тизирует теперь само понятие слома, дифференцирует этот сложный процесс: «Задача состояла в том, чтобы отсечь чисто угнетательские органы старой правитель­ственной власти, ее же правомерные функции отнять у такой власти, которая претендует на то, чтобы стоять над обществом, и передать ответственным слугам об­щества» (там же, т. 17, с. 344); различая правомерные и чисто угнетательские функции гос-ва, Маркс углуб­ляет понимание его классовой сущности; 2) в характер­ных чертах зарождающегося пролет. гос-ва он увидел теперь ту политич. форму, к-рая должна заменить раз­битую гос. машину буржуазии; это должно быть гос-во типа Парижской Коммуны.

Маркс развивает здесь высказанную ещё в «Немец­кой идеологии» мысль о революции как двуедином про­цессе изменения обстоятельств и самих людей (см. там же, с. 347). В черновых набросках Маркс обращает внимание на тот факт, что возникшее пролет. гос-во не устраняет сразу классовой борьбы, но оно создаёт условия, при к-рых «...эта классовая борьба может про­ходить через свои различные фазы наиболее рациональ­ным и гуманным путем»; высказывает важную мысль о необходимости «...гармоничной национальной и ин­тернациональной координации общественных форм производства» (там же, с. 553).

• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 317—70; 497—616, т. 22, с. 189—201; Ленин В. П., Гос-во и револю­ция, ПСС, т. 33, гл. 3 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 342); Карл Маркс. Биография, М., 1973г, гл. 12; Марксистская фило­софия в 19 веке, кн. 2, М., 1979, гл. 11.

ГРАМШИ (Gramsci) Антонио (23.1.1891, Алее, о. Сар­диния,— 27.4.1937, Рим), основатель и руководитель Коммунистической партии Италии, теоретик-марк­сист. В 1913 вступил в Итальянскую социалистиче­скую партию.

Идеи ленинизма и Οκτ. революции 1917 оказали ре­шающее влияние на теоретич. и практич. деятельность Г. На Ливорнском съезде (1921) Социалистич. партии Г. и П. Тольятти и возглавленное ими левое крыло пар- · тии порвали с реформистами и максималистами, с оппор-тунистич. большинством партии и основали Коммунис-тич. партию Италии (КПИ). В 1922—23 Г. был делега­том от КПИ в Исполкоме Коминтерна и жил в Сов. Сою­зе. 8 нояб. 1926 фашисты арестовали Г. и сослали на о. Устика. В 1928 фаш. трибунал приговорил Г. к 20 го­дам тюремного заключения (затем в результате неск. амнистий этот срок был сокращён — он истекал в 1937). Большую часть заключения Г. провёл в тюрьме Тури (ок. Бари), написав там 7 томов т. н. «Тюремных тет­радей». Тяжёлые условия жизни в тюрьме подорвали его здоровье, и через неск. дней после формального освобождения Г. скончался.

Науч. интересы Г. были весьма разносторонними. Он занимался вопросами философии, истории, истории лит-ры, эстетики, социологии, политэкономии. В своих филос. работах Г. стремился дать изложение марк­сизма как всеобъемлющего и цельного мировоззрения, расценивая марксизм как «философию практики», как новую фазу в развитии мировой мысли, превосходя­щую все предыдущие. Особое внимание он уделял проб­лемам историч. материализма, подчёркивая значение диалектич. метода для их разрешения.

Г. считал нар. массы гл. двигателем историч. про­цесса, а прогресс в их жизни — критерием историч. прогресса вообще, критиковал бурж. концепцию «из­вечной пассивности масс». История идеологий, по Г., это картина движения нар. масс от стихийности к со­знательности, она отражает практич. деятельность на­рода, его участие в классовой борьбе.

ГРАМШИ 127

Анализируя взаимоотношения базиса и надстройки и роль интеллигенции при капитализме, Г. в установ­лении единства между рабочим классом и интеллиген­цией видел одно из гл. отличий марксизма от бурж. филос. систем, и, в частности, от философии Б. Кроче, к-рый стремился спасти «высокую культуру», отделив её от политики и от масс. В критике гегелевского исто-рич. идеализма и филос. учения Кроче Г. в первую оче­редь исходил из идеи гегемонии пролетариата. Идущий к захвату власти, к созданию «гос-ва нового типа», т. е. к своей диктатуре, пролетариат ещё до утверждения своего господства должен становиться всё более влия­тельным в идеологич., политич. и экономич. жизни страны. Разрабатывая учение о гегемонии пролетариа­та Г. обращал особое внимание на проблему духовного и нравств. руководства пролетариатом массами и об­ществом. Превращение пролетариата в господствующий класс создаёт условия для культурной революции. Г. отстаивал идею общественно-активной роли иск-ва, ответственности писателя перед народом; вместе с тем он выступал против вульгаризации этих принципов, навязывания иск-ву его предмета, метода и задач.

В своих работах Г. уделял также большое внимание изучению филос. мысли эпохи Возрождения, франц. материализма 18 в., критике неопозитивизма и неокан­тианства. Труды Г. содействовали формированию в Ита­лии плеяды философов и историков-марксистов; они имеют важное значение для деятельности итал. рабоче­го класса и междунар. коммунистич. движения. fB рус. пер.: Избр. произв., т. 1—3, М., 1957—59; О лит-ре иск-ве, М., 1967.

• Аликата М., А. Г.— основатель Итал. коммунистич. партии, [пер. с итал.], М., 1957; Францев Ю. П., Г. и проблема идейного воспитания масс, в сб.: 40 лет Итал. ком­мунистич. партии, М., 1961; Лопухов Б. Р., А. Г., М., 1963; Г о л ем б а А. Г., М., 1968; Григорьева И. В., Ист. взгляды А. Г·, М., 1978.

ГРЕХ, в религ. этике моральное зло, состоящее в нару­шении действием, словом или мыслью воли бога. По­нятие Г. выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физич. заразы или нечисто­ты, происходящей от нарушения сакральных запретов-табу); теология выделяет «первородный» Г. первых лю­дей, последствия к-рого наследуются их потомками. Формализованное учение о пределах и мере Г. в каж­дой возможной ситуации характерно для иудаизма и католицизма (см. Казуистика).

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назиан-зин (Γρηγόριος о θεολόγος και Ναζιανζινός) (ок.330, близ Назианза, Каппадокия в М. Азии,— ок. 390, там же), греч. мыслитель и церк. деятель, поэт, один из виднейших представителей патристики. Вместе со своими друзьями Василием Великим и Григорием Нис­ским принадлежал к т. н. каппадокийскому кружку, переносившему в теологию методы платоновской идеа-листич. диалектики. Искал адекватного описания христ. концепции ступеней познания бога в терминах филосо­фии. Активно участвовал в тринитарных спорах, под­готавливая стабилизацию ортодоксальной догмы. Авто-биографич. поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» с их глубоким психологиз­мом и культурой самоанализа стоят в том же ряду, что и «Исповедь» Августина.

* в кн.: Migne PG, t. 35—38; Briefe, hrsg. v. P. Gallay, ., 1969; в рус. пер.—Творения, т. 1—6, M., 1844—68; в кн.: Памятники визант. лит-ры 4—9 вв., М., 1968, с. 70—83.

• Виноградов Н., Догматич. учение св. Г. Б., Казань, 1887; F l e u r у E., Hellenisme et Christianisme. S. Gregoire de Nazianze et son temps, P., 1930; P l a g n i e u χ J., S. Gregoire de Nazianze theologien, P., 1952.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (Γρηγόριος ό Νΰσσης) (ок. 335, Кесария,— ок. 394, Ниса), церк. писатель, один из виднейших представителей греч. патристики. Брат

Василия Великого, друг Григория Богослова; входил с ними в каппадокийский кружок церк. деятелей и